Как сделать обучение эффективным?

Когда компания решает провести обучение для сотрудников, перед ней встает ряд вопросов: 

  • чему учить?
  • как учить?
  • какое обучение будет эффективно?
  • сколько это будет стоить?

В этой статье я расскажу о том, что такое эффективное обучение и как организовать эффективное обучение для своих сотрудников.

 

Два основных показателя обучения

  1. Что нового узнали.
  2. Что нового научились делать.

Ну например, если сотрудники узнали много нового, но применять в жизни это не умеют, то можно говорить о низкой эффективности обучения. Также, нельзя начать что-то делать, не зная как это делать и то, что так делать вобщем то можно. 

 


Говоря об эффективном обучении, надо рассматривать это понятие с точки зрения — знаний, умений и навыков, которые получили или не получили сотрудники.


 

Очень важно, чтобы знания полученные в ходе тренинга, стали умениями, т.е. сотрудники могли это делать. Например, вы ходили в автошколу, узнали КАК водить машину, потом вам надо сесть и поехать, т.е. суметь это сделать, понять на практике КАК это делается. Но даже если Вы сели и поехали, в первое время вряд ли можно будет говорить о том, что Вы чувствуете себя на дороге комфортно, ездите куда хотите, Вам не сигналят и т.д.. Чтобы Вы почувствовали себя профессионалом за рулем, могли в одной руке держать мобильный телефон, разговаривать с кем-то и вести машину не задумываясь, Вам нужен НАВЫК. Навык — это автоматизированное действие. Т.е. такое действие, при котором Вы не задумываетесь КАК это делать. В данном случае, Ваше умение вести машину перейдет в навык и Вы тогда сможете это делать хорошо и с удовольствием. Это касается любого обучения. Будь то языки или обучение продажам. 

Преимущества однодневного, разового тренинга?

Сначала участники получают знания, потом умения, потом эти умения переводят в навыки. Понятно, что за Индивидуальный/ Разовый тренинг такую работу провести невозможно. Это равносильно тому, что Вам скажут — «Теорию Вы сегодня прослушали, теперь садитесь за руль, выезжайте в центр, говорите по мобильному телефону, смотрите, не врежетесь и ведите качественно, уверенно, спокойно, еще и с удовольствием». Не надо говорить о том, что человек окажется в жуткой панике. То и происходит с сотрудники, для которых проводится разовый тренинг, после которого руководитель требует результатов. «Я Вас обучил! Деньги потратил! Почему Вы не продаете? Вы не на что не годитесь!» Не очень мотивация, правда?

Я не хочу сказать, что заказывать Индивидуальный /разовый тренинг, имеет смысл, когда, например, у сотрудников общий хороший уровень знаний и многие навыки уже сформированы и они много уже чего умеют сами. Тогда обучение будет направлено на корректировку их умений. Внимание тогда уделяется развитию сильных сторон, а не на доработку слабых. Это как если Вы уже умеете ездить, но Вы еще кого-то просите поездить с Вами, для уверенности и подсказок. В данном случае, этот опыт будет полезен.

Также, Индивидуальный тренинг можно рассматривать тогда, когда сотрудников нужно «дообучить» чему-то? т.е., например, сотрудники, которые занимаются холодными звонками, в целом, делают их успешно, тяжело, например, получается договориться о встрече или не получается делать презентацию товара или хорошо общаются по телефону, но личные встречи проваливают. Тогда индивидуальный тренинг будет направлен на проработку данной проблемы. И разового обучения вполне может быть достаточно.

Еще, это будет эффективно, если персонал сильно замотивирован и очень хочет расти и развиваться. Тогда большую часть знаний и умений, полученных на Индивидуальном тренинге, он сможет доработать сам. Это, как если бы Вы очень хотели научиться водить машину, но у вас не хватало денег на инструктора, тогда, прочитав книги, послушав теорию, Вы бы сами каждое утро садились и ездили по 30 мин, до тех пор, пока не стали бы профессионалом в этой области. Тогда. как я уже сказала, было бы достаточно дать «базу» тех знаний и умений, которые потом можно было бы самим, при желание, перевести в навыки. Многие, выбирают этот вариант тренинга, когда недостаточно средств на обучение или очень тяжело собрать сотрудников вместе и оторвать их от работы, тогда разовый сбор, лучше, чем вообще ничего.

 

 

Но, надеяться высокую мотивацию у сотрудников часто не приходится, поэтому — 

ОПТИМАЛЬНЫЙ вариант  — это БЛОК Корпоративных  Тренингов.

На блоке тренингов даются знания, переводятся в умения и отрабатываются на практике до положительного результата. На это нужно время. Поэтому, я утверждаю, что обучение должно быть системным. 

 

Преимущества Блока Тренингов:

1. Есть время на выполнение упражнений. Это важно, т.к.:

  • после того, как Вы что-то прочитали, Вы запоминаете 10%
  • после того, как Вы что-то услышали, Вы запоминаете 20%
  • после того, как Вы что-то увидели, Вы запоминаете 30%
  • после того, как Вы увидели и услышали, Вы запоминаете 50%
  • после того, как Вы что-то сделали сами, Вы запоминаете 90%

2. Чем больше упражнений выполняют участники, тем лучше они закрепляют навыки.

3. Работа в группе дает возможность получить обратную связь от тренера или от группы, т.е. есть возможность увидеть себя со стороны. Это уникальная возможность. Соответственно, можно использовать полученную информацию и скорректировать свое поведение. 

4. Появляется возможность поделиться своим опытом и перенять опыт коллег. В повседневной работе часто на это не хватает время. Во время тренинга у участников появляется решить актуальные вопросы, причем решить коллективно, что, во-первых сплочает коллектив, во-вторых приводит к оптимально удобному для всех решению. Может, нет смысла изобретать велосипед, кто-то его уже изобрел..

5. Затрагиваются вопросы эффективного использования времени.

6. И, конечно, самой информации гораздо больше и результаты усвоения материала гораздо выше.

 

Поэтому, решив провести тренинг в организации, Вы должны ответить для себя на несколько вопросов:

  • какие задачи должен решить данный тренинг?
  • слабые стороны в работе персонала?
  • на что в первую очередь надо обратить внимание в обучении?
  • готов ли сам персонал развиваться и обучаться или это нужно только Вам?
  • тренинг нужен для галочки или для результата?
  • если для результата, то какого результата Вы ждете?
Если Вы знаете ответы, то эффективность в обучении для Вашей компании будет довольна велика. Обучение будет максимально соответствовать Вашему запросу.
Если Вам трудно ответить на большинство вопросов, а развиваться и обучаться Вы хотите, я могу Вас понять. То, что есть желание, это уже очень хорошо. В таком случае, Вы можете позвонить мне и рассказать о специфике своей работы, о сотрудниках, их обязанностях, проблемах и т.д. Я сама подберу для Вас оптимальную программу по времени и по содержанию. 
 

Любое обучение — будь то Индивидуальный тренинг по Продажам или Блоки Корпоративных тренингов по обучению персонала составляются мной индивидуально, с учетом специфики Вашей работы, уровнем подготовки персонала, с учетом количества участников, Ваших возможностей и пожеланий. Когда программа готова, Вы ее при необходимости можете откорректировать, после чего, в удобное для Вас и сотрудников время, я выезжаю к Вас в офис и провожу обучение.


 
Более подробную информацию об Индивидуальных тренингах и Блоках Корпоративных тренингов, а также их программу, Вы можете посмотреть здесь .
 
 
 
Обучение персонала — это путь к успешному бизнесу!

 

    Консультация бизнес-тренера

    Ольга Костюхина

    бизнес-тренер, коуч

    Бизнес-тренинги в Москве